Это – «камень преткновения» в IT – отрасли. То, что создает очень много сложностей – не соблюдение сроков. Они постоянно нарушаются по разным причинам. Наши коллеги отмечают, что самый частый и острый вопрос в IT – индустрии — «когда уже, наконец, все будет готово???». Я не могу писать об этом без эмоций – мало того, что я понимаю, как это волнует клиентов, это так же волнует и меня, потому что очень часто сотрудники пытаются всеми силами избежать ответа на этот вопрос, и тогда начинаешь хотеть кого – ни будь убить.
По нашему опыту, к сожалению, сроки очень часто нарушаются и по вине разработчика, и по вине клиента, и по совокупной вине (точнее, разные причины накладываются друг на друга).
Не будем «заметать сор под ковер» и в первую очередь расскажем, почему как мы, так и наши коллеги порой нарушают сроки по разработке. Вот основные причины.
— глупо, но бывает так, что ломаются компьютеры (конечно же, в самый неподходящий момент), пропадают данные, болеют сотрудники (бывают сотрудники – «катастрофы», как и везде, мы стараемся по возможности быстро с ними расставаться), люди могут неожиданно не выйти на работу по каким — то причинам и т.д. Мы сталкивались с этими проблемами в 1-2 первых года работы нашего бизнеса; в то время мы так же пробовали работать с фрилансерами (это тема будущей отдельной статьи). Сейчас эти риски минимизированы. 90% наших специалистов с нами уже много лет и проверены опытом.
— сотрудники не могут выполнить какую — то сложную задачу. Бывает, хотя и редко, что сотрудник не справляется, к примеру, со сложной версткой. Мелкие студии в этом случае вряд ли могут что — то сделать, нам же бывает нужно привлечь сотрудника с другого проекта, и, пока новый специалист вникнет в вопрос, потребуется некоторое время. Таких ситуаций у нас было несколько за эти годы работы.
— наши сотрудники не могут разобраться в каком — то коде или чужом проекте (хотя это уже проблема и со стороны клиента); либо нецелесообразно разбираться в чужом проекте. Поэтому не заказывайте разработки у разного рода умельцев.
— сотрудники увольняются и уходят туда, где им платят больше или удобнее работать. Еще одно проявление «человеческого фактора». И пока новый проектный или иной специалист возьмется за дело – идет задержка по времени.
— что — то не учли в техническом задании (часто бывает в спешке) и потом пошло непонимание. Либо, возникли какие — то осложнения, которые не предусмотрели заранее и на решение задачи нужно больше времени, чем обычно. Такое бывает, хотя и этого сейчас стало значительно меньше. На самом деле от таких проблем нельзя быть на 100% застрахованным.
— ошибки проектного менеджера. Это – «узкое горлышко» производственного процесса. «Запарился, забыл?» — весь проект тормозиться. Поэтому внедряем CRM, чек — листы и регламенты.
Чем может спровоцировать нарушение сроков проекта клиент?
— проблемы с оплатой, в той или иной степени (не в срок, мало, просроченные платежи и др.).
— не высылают данные в срок (самое частое!). Теперь мы поняли, что заботиться о наполнении, к примеру, сайта, нужно чуть ли не до начала вообще всех работ.
— высылают неструктурированные данные (и как прикажете разбираться проектному менеджеру в этой информации?). Конечно, мы научились работать с разными тематиками – от туркластера до промышленных предприятий, но все же наши люди не могут разобраться во всем сразу – как говорится, «от иголки до самолета»).
— проблемы с согласованием этапов – например, дизайна, (решения принимаются большим количеством людей со стороны клиента, а то одного нет, то второго, то в командировке, то на больничном, то еще что).
— проблемы с согласованиями по договору (хотя это как раз решать научились быстро).
— желание излишне сэкономить (поэтому мы не можем выделить людей на проект, чтобы они 100% рабочего времени работали по нему).
— желание переделать проект, когда он уже согласован – мы идем навстречу клиенту, если такое возможно. Но по срокам не ждите, что все будет, как договаривались.
— в принципе клиент капризный и что — то не устраивает (есть такая категория людей) – такое было всего пару раз за 3,5 года работы. Сейчас мы заранее это предвидим, но я не буду писать, как мы это обходим.
Совместные проблемы. Чаще всего, это наложение задержек со стороны клиента и со стороны разработчика.
— при задержке от клиента (оплаты, утверждения чего — то, информации) нам поступил другой проект и менеджер начал работать по нему, его переключили, чтобы вернутся к прошлому делу, нужно снова в него вникнуть, так как есть фаза врабатываемости, а это все время.
Причем это как со стороны программистов, так и со стороны проектных специалистов, которым тяжело «держать в голове» сразу проект по производству труб и магазин цветов, например.
— отсрочки накладываются друг на друга – вовремя не утвердили дизайн, верстальщик, который должен был делать этот проект завтра, переключился на другой; через неделю директор клиента приехал и утвердил дизайн, а у нас еще верстается новый проект и там надо, к примеру, еще три дня, посреди которых случается еще что – то. Таким образом, нерешенное вовремя дело может на 2-3 недели легко отодвинуть сроки.
— есть проекты, которые тянутся так долго, что у клиента за эти два – три месяца возникает необходимость что — то поменять (объективно, у него поменялись какие — то бизнес – процессы), нам нужно вносить изменения и все затягивается еще дольше.
В целом, могу сказать, что чем скорее все делается и более оперативно, тем ниже вероятность, что проект затянется. И чем больше проект в работе, тем больше, к сожалению, вероятность, что еще какие — то процессы будут тянутся и тянуться.
Слава бог, что в основном все происходит точно и в срок, мы научились работать быстро. Затяжные сроки – невыгодны ни для кого, это нерентабельно, и это – основная проблема, с которой борется IT – агентство, после того, как вопрос с поступлением входящих заявок закрыт.
Виталий Лажинцев,
собственник «Альянс+»
участник Комитета по рекламе Алтайской ТПП