ОПАСНОСТИ СТОРОННИХ IT-СЕРВИСОВ И СИСТЕМ ЛОЯЛЬНОСТИ

Рынок заполонили конструкторы сайтов и приложений, готовые решения, системы лояльности и дисконтные сервисы. Продают их по-разному, как по принципу «пирамиды», так через прямые продажи. Казалось бы, выгодно взять готовое, опробованное решение, за некую абонентскую плату, применить в своем бизнесе и все будет отлично! Клиенты идут потоком, все автоматизировано. Но нет. Есть скрытые опасности, причем настолько серьезные, что понимая их, от сторонних сервисов появляется желание держаться подальше.

О чем мы говорим? Например, о системах лояльности, приобретая которые, возможно подключать к ним своих клиентов. При этом есть компания – разработчик сервиса, которая оказывает в b2b эти услуги многим клиентам-покупателям системы. В некоторых случаях предприниматель-клиент может так же рекомендовать систему коллегам, рассчитывая при этом на комиссионные. Кто-то видит в этом даже возможность немалого заработка.

В более широком смысле это – все системы, которые встраиваются в бизнес-процесс, регулируют потоки клиентов, привлечение клиентов и системы дисконта по типу «приведи друга». Однако наиболее опасны именно схемы по типу «приведи предпринимателя». Произведя глубокий анализ многих подобных систем, широко продвигаемых в настоящее время на рынке, мы сформулировали основные опасности работы с такими решениями.

Зависимость от разработчика. Обычно распространители таких систем преподносят как преимущество то, что у них уже есть готовое решение, и нет необходимости заказывать дорогую разработку у подрядчика. Однако покупка нужна уже сейчас, внедрение так же потребует сил; и нет никаких гарантий, что разработчик системы лояльности останется на рынке через несколько лет. Если он исчезнет, тогда никаких активов у покупателя не остается – приложение или программа полностью принадлежит владельцу, он лишь дает ее использовать за плату. Кстати говоря, зачастую разработка уникального решения (при этом с получением его в собственность) не дороже предлагаемого продукта-конструктора.

Ограничение функционала. В систему заложены те возможности, которые счел нужным добавить разработчик. Придется смириться с тем, что некоторые уникальные дополнения, которые интересно было бы внедрить в специфических отраслях, здесь просто невозможно подключить. Когда они будут сделаны – неизвестно.

Непрозрачные юридические механизмы. Стоит внимательно изучить юридическую документацию и договор, которую предлагает владелец системы лояльности. Не лишне так же навести справки о нем как о контрагенте. Порой можно встретить компании, зарегистрированные в оффшорах, за рубежом; договор же может быть составлен так, что у покупателя нет никаких прав ни на что и гарантий, например, на возврат средств. Мы видели такие договора, где даже абонентскую плату за пользование сервисом разработчик мог менять в любой момент по своему усмотрению (например, увеличить в 10 раз) и у покупателя был только один вариант – принять эти условия. Либо быть отключенным от сервиса (потраченные деньги не возвращались).

Мало информации о разработчике и их попытка преподнести себя как «профессиональную команду и хороших парней». Стоит навести справки о том, с какими проектами данная команда работала в прошлом. Порой такие попытки позволяют найти очень интересные сведения, получив которые, возникает горячее желание расстаться с данными «разработчиками» как можно скорее.

Главное – не внедрение, главное – заработок. В целом, если где-то есть элемент пирамиды – от проекта следует держаться подальше. Реально качественные продукты прекрасно продвигаются без партнерских программ (особенно многоуровневых). В нашей практике были случаи, когда нам демонстрировали сервис по типу call back, собирающий данные пользователей, бывающих на сайте. А после того, как мы сообщили, что продукт нам интересен, беседа резко перешла к предложению покупки «франшизы» с возможностью зарабатывать на этом и демонстрации работы многоуровневой системы вознаграждений. Разумеется, мы отказались от предложения, и не только потому, что такая деятельность – это не бизнес, а агентская работа. В таких проектах и IT-продуктах есть еще масса «подводных камней».

Сложности с работой технической поддержки, а точнее — зависимость от них. Покупателей у них – сотни и тысячи. И не всегда есть возможность (и желание) оперативно реагировать на запросы.

Необходимость не только приобрести систему, но и самостоятельно ее внедрять и рекламировать. То есть, порой предлагается не только оплатить покупку лицензии и абонентскую плату, но еще и приложить усилия для внедрения этого решения. Внедрение может явиться на практике довольно сложным процессом, и успех совсем не гарантирован. При этом предпринимателю может быть предложена не только покупка программы, но и, например, набора пластиковых карт для передачи (или продажи) клиентам.

«Слив» данных о бизнесе. Благодаря этому пункту и родилась настоящая статья. Кто получает информацию о клиентах, их данные? Видит финансовые потоки и другие показатели бизнеса? По сути, в компании появляется приложение, подконтрольное чужим людям (неизвестно, кому), которые обрабатывает информацию о внутренних бизнес-процессах. Никак нельзя узнать, когда недоброжелатели или конкуренты начнут получать данные о данных VIP-клиентах, о средних чеках, географии продаж, числе сделок, LTV (продолжительности взаимодействия клиента с бизнесом) и иных показателях.

Очень опасно, соблазнившись заработком на партнерской программе, вовлекать туда коллег-предпринимателей. Это очень высокая ответственность, которая не стоит агентского вознаграждения.

Подытожим риски: зависимость от чужих людей, вложения денег в чужой продукт со сложностью контроля, опасность утечки информации о бизнесе, о клиентской базе, финансовых показателях и так далее.

Нам предлагали распространять такие системы и быть партнером. Надо ли говорить, что мы отклоняем такие предложения. Если необходима разработка системы лояльности, лучше всего, чтобы это было уникальное решение, которое в любой момент находится под контролем компании – заказчика.

Виталий Лажинцев,

СЕО «Альянс+»