СТАТЬЯ: КАК РАЗРАБОТЧИКИ ОБМАНЫВАЮТ ЗАКАЗЧИКОВ

Коллеги! Совсем не секрет, что разработчику IT-продукта очень легко ввести в заблуждение почти любого Заказчика. И мы открыто об этом говорим на каждом нашем мероприятии. Мы всегда ведем бизнес честно, всегда подсказываем клиенту плюсы и минусы того или иного решения.

Но есть ряд компаний, которые ведут себя очень странно, пользуясь не осведомленностью Заказчика, либо соблазняя его низкой ценой «и все будет агонь!». В данной статье мы покажем все подводные камни, которые стоит обойти, заранее обсудив с Вашим разработчиком некоторые детали. Собираетесь заказывать сайт? Статья обязательна к прочтению!

Очень часто, в связи с обработкой большого количества заявок, мы стали сталкиваться со случаями, когда тяжело бывает помочь Заказчику и начать продвигать его в интернете как положено.

Поначалу мы думали, что писать сайты на не понятных CMS, так, чтобы Заказчику ничего не оставалось, как только мучится без нормального сайта и продвижения, могут только студенты – фрилансеры, или «программеры 80 уровня» – одиночки.

Но, в последнее время, мы стали видеть такое среди довольно крупных веб — студий, которые даже работают на Заказчиков из центральной России, участвуют в тендерах, работают за рубеж и имеют портфолио вполне достойных проектов. Подчеркиваем, мы сейчас говорим о проектах стоимостью примерно до 500 000 рублей.

Типичный пример: нам нужно продвигать какую — либо серьезную (в плане – далеко не начинающую) компанию, для этого оптимизировать им сайт для поисковых систем (за сайт было уплачено 100-300 тысяч рублей), сделать мобильную версию, установить на сайт специальные сервисы, которые могут много полезной информации дать Заказчику.

Но мы сталкиваемся с тем, что у клиента есть лишь доступ к админке сайта. Их разработчик не отдает ни доступы к FTP, ни к хостингу, в лучшем случае, к домену, но он почему — то зарегистрирован на разработчика.

Что делать в такой ситуации? Новый сайт. Почему? Читайте ниже.

Еще пример. Бывает  так, что уже вложены бюджеты в продвижение сайта, посещаемость на сайте есть – звонков нет. Как так? Клиенту присылаются красивые отчеты в PDF – но где продажи? Нам нужно что – то поправить на сайте с точки зрения «маркетинговой оболочки» — ну не видят люди какого — то интересного оффера, нет уникальности, потому они и не звонят – все это можно поправить, но… с сайтом невозможно работать.

Как обманывают клиентов в плане продвижения – это тема другой статьи. И об этом нужно говорить. Но пока вернемся к разработке.

Коллеги, уважаемые разработчики, читающие данную статью — мы говорим о том, что ситуация обмана никому не выгодна! Клиент не видит результата, а разработчики… даже если раз заработали денег, то они проигрывают в долгосрочной перспективе.

На всех мастер – классах, что мы проводим, мы даем строгий чек — лист, что нужно клиенту проконтролировать и запросить у веб — студии, чтобы не иметь в будущем никаких проблем.

Ну и конечно, мы поняли еще одно наше конкурентное преимущество – мы думаем о клиенте, и не продаем ему ничего такого, о чем ему в будущем придется пожалеть. Опытному разработчику очень легко ввести клиента в заблуждение, так уж получилось, что услуги у нас реально не простые.

Мы стараемся подумать о том, чтобы и в будущем у клиента не было никаких трудностей в работе, даже если мы по каким — то причинам с ним расстанемся. Всякое ведь бывает.

Итак, как же сделать так, чтобы Вас никогда не обманули:

  1. Не допускать создания сайта на своей CMS (платформе) либо иной уникальной разработке. Скажем кратко – это адский ад.

К таким приемам прибегают разработчики: 1) Крайне уверенные в своей крутости; 2) Желающие всеми силами удержать клиента у себя.

Никакой сторонний разработчик почти никогда не будет разбираться в чужом коде. Мы сталкивались в своей работе с самими разными подобными ситуациями.

Требуйте, чтобы Ваш подрядчик разрабатывал сайт на популярной платной или бесплатной либо на фреймворк, с которым работают и другие исполнители. Иначе Вы оказываетесь буквально «в заложниках».

Мы сталкивались с ситуациями, когда компании сайты создавали клиентам, используя фрейморк, на котором никто не работает уже 5 лет. После чего клиенту предлагалось платить очень большие деньги за то, чтобы что — то делать с его сайтом. И выход тут один – полностью переделывать сайт. Оно вам надо?

Это очень — очень частые «грабли», на которые наступают Заказчики. Не «ведитесь» на ую цену фрилансеров! Потом придется платить дважды. А если Вы заказываете в агентстве – не забудьте поинтересоваться, а то и в договоре прописать, на какой платформе будет разработан сайт. Ах, на своей платформе? – до свидания!

Даже если сайт на чужой платформе и можно доработать, то чаще всего по трудоемкости это сложнее, чем сделать новый проект с нуля.

  • 2. Сделанный на конструкторе сайт. Про все минусы и плюсы конструкторов мы говорили в прошлой статье БЛОГа.
  • 3. Заказывайте сайт сразу с мобильной версией. Тоже частая проблема.

Многие горе – разработчики даже и не думают, что вообще — то – поисковые системы могут понизить сайт в выдаче, а для людей, ищущих что — то в интернете через мобильные устройства – ваш сайт становится неинтересен. Для людей, которые приходят к вам из социальных сетей (более 60% оттуда – мобильный трафик) – вы так же неинтересны. И очень часто, когда возникает вопрос:  «сколько будет стоить доделка мобильной версии?», мы видим – угадайте что? Свою платформу CMS, которая в принципе не поддается доработке =).

  • 4. Нет SEO – оптимизации. И да, пусть потенциальный Заказчик нам говорит: «моя база отдыха «зеленый Алтай», выходит в Яндекс на первой строчке, когда вы вбиваете запрос «Зеленый Алтай». Все же классно!».

Но вот незадача – люди так вас не ищут. Они ищут «отдых в Белокурихе». А вас там и нет, потому что сайт не оптимизирован для SEO. Это серьезный комплекс работ, и вообще — то этим заниматься в интернет — агентстве должен специальный отдел. Но очень часто Заказчику даже про это и не говорят.

  • 5. Домен и хостинг зарегистрировать на Вас. Ну что тут сказать. Требуйте этого.

Потому что если не зарегистрировать их на Вас – у Вас могут возникнуть серьезные трудности. Иногда домен может быть уже «раскручен», а Вы его потеряете. Потеря доступа к хостингу может грозить Вам потерей всего сайта (мы можем обойти этот момент чаще всего, поэтому, если у Вас есть такие проблемы – пишите нам. Но лучше, чтобы такие ситуации не возникали).

  • 6. Просите, чтобы Вам предоставили бэкап сайта.

Это ваш сайт в виде файлов, попросите, чтобы вам его прислали в почту или отдали на флешке. Так Вы всегда сможете Ваш сайт восстановить, если что — то с ним случиться – например его уничтожат или повредят вирусы, либо фрилансер, который делал его, куда – то пропадет вместе с доступами к хостингу и админке.

  •     7. Еще раз отметим – требуйте, чтобы Вам сообщили доступы к хостингу и FTP сайта.

Если вы не знаете, как регистрировать на Вас все это – просто попросите вашего разработчика все зарегистрировать самостоятельно (он попросит у Вас для этого некоторые данные), но при этом – пусть вам пришлют все доступы. Храните их у себя, хоть распечатав на бумаге, даже храните в сейфе! – так Вы защищаете свой сайт и свой бизнес. Если же Вам отказываются предоставлять доступы – это очень — очень плохо, либо тут реализуется пункты 1 – 2 данного чек — листа, либо по каким — то причинам разработчик хранит сайт у себя на хостинге (часто, кстати, требуя за это завышенные суммы денег – это еще один обман!) и не пускает вас в целях безопасности.

Окей, тогда запросите бэкап и следите за соблюдением всех других пунктов чек – листа.  А лучше всего пусть сайт хранится на Вашем хостинге, который Вы сами купите. Есть еще такая проблема – на чужой хостинг (где Ваш разработчик хранит явно не один сайт), может попасть вирус и попортить сразу все содержимое хостинга. В этом случае Вы рискуете потерять сайт. Оно вам надо?

  • 8. Авторские права. Просто пусть в договоре будет прописано, что они переходят к Вам. Более подробно по этому пункту расписывать не будем, в крайнем случае – обратитесь к юристу.

Вывод. Коллеги, проект (сайт или мобильное приложение) делается командой. Это несколько человек, каждый из которых компетентен в своей сфере – дизайн, верстка, SEO, программирование, контент. Есть еще проектный менеджер, ОТК и прочие специалисты, которые могут быть нужны на разных этапах работ.

В наше время, если Вы только не делаете простейший проект, обращаться к «мастеру-умельцу», который в одиночку делает все — это совсем на вариант.

Запрашивайте Вашего подрядчика  по чек — листу, представленному выше – Вы избежите многих проблем. Мы знаем, что эта статья сильно осложнит жизнь нашим «коллегам», и писали мы ее не затем, чтобы показать свою грамотность. Просто, честно говоря – как же мы устали спасть клиентов от таких бед!