В прошлой статье мы говорили о том, как выстроить стратегию поведения, если есть желание привлечь к своему проекту инвестора. Равно как и крупных заказчиков. Сейчас пора поговорить о тактических моментах – конкретных советах и «чит-кодах».
Итак, рассмотрим и раскроем насколько тезисов (правила игры).
- Привлечение инвестиций требует инвестиций.
Удивительно, правда? А это действительно так.
Это правило я услышал от одного из своих друзей, очень мудрого человека и опытнейшего предпринимателя. Буквально он сказал следующее: «не верю я, что можно получить серьезные инвестиции без вложений. Нужно самому вложиться, потратить немалые деньги».
Потенциальный инвестор должен видеть, что вы вкладываете деньги в проект, к примеру, сделали себе хороший сайт, а не на коленке, сделали маркетинг – кит или визитки, да, в конце концов, одеваетесь хорошо и следите за имиджем. Это все заметно.
Раз вкладываете деньги – значит, вы верите в проект и будете продолжать его вести, верите в успех. Такого человека можно поддержать деньгами.
Есть много, кстати, программ помощи бизнесу, которые осуществляется при со-финансировании от получателя инвестиций. Принцип тот же: «мы доверяем тебе, но и ты вкладываешь свои средства».
Мир полон мошенников, «диванных экспертов», которые без копейки денег стучатся ко всем с просьбой поддержать их проекты. Если начинать из этой позиции, даже если проект у вас реальный, но просто нет денег – велики шансы на неудачу. Вам просто не поверят. Обидно, но такова реальность.
Инвестор должен видеть, что деньги у вас и так есть, просто гораздо быстрее развиваться с поддержкой, принося дивиденды всем заинтересованным сторонам.
Есть, конечно, возможность не вкладывать деньги, а вкладывать усилия – тогда стоит заниматься пиаром, получать признание, бывать (и «светиться») на отраслевых мероприятиях – это все идет в плюс. Вас могут заметить и оценить.
Но о деньгах поговорить все же важнее, и раз мы специалисты по ITи маркетингу, то скажу точно:
— сделайте достойный сайт и «маркетинговую оболочку», где будет доступно изложена информации о вас и вашем проекте. Подчеркиваю – доступно для 5 – летнего ребенка (то есть для НЕспециалиста)! Чем вы занимаетесь, чем вы уникальны и т.д.
НЕТ! – сайтам, сделанным «на коленке», или сайтам, сделанным непрофессионалом. Это позорище на весь интернет (особенно удивительно такие сайты видеть не у стартапов, а у реальных компаний, причем достаточно успешных; включая, кстати, консалтинговые). Пусть лучше никакого не будет.
— сделайте маркетинг – кит или иные маркетинговые материалы, принцип «упаковки»тот же.
— займитесь своим имиджем;
— займитесь «прокачкой» себя: тренинги по личностному росту, ораторскому искусству, вполне будут полезны. Тут нужно приложить усилия, чтобы найти что – то стоящее, мы, кстати, писали об этом вот здесь.
«Прокачка» даст возможность спокойно вести переговоры, поможет получить и освоить адекватную карту реальности и т.д. Все это прекрасно работает при деловом общении с потенциальными инвесторами или VIP-клиентами.
- Кто вы? Что о вас можно найти?
Стоит понять, что в 100% случаев при принятии каких – то решений относительно сотрудничества с вами, потенциальный партнер очень хорошо поищет информацию о вас в интернете.
Это ведь несложно.
Как проверить? Сами поищите в Яндексе, какие материалы появляются, когда люди ищут вашу компанию? Хорошие отзывы? Новости о мероприятиях с вашим участием, о том, как вы получаете награды в отраслевых конкурсах — на официальном сайте вашего региона?
Или негативные отзывы, что вы плохой работодатель? Или вообще ничего?
С этим нужно работать, и очень тщательно. Сайт, социальные сети – все должно служить вам.
- Если вас нет в интернете, то вас нет в бизнесе. Это уже не раз сказано многими спикерами. Сколько раз можно еще это повторять, я не знаю. Если у вас есть какой – то сайт, не его нельзя найти – вас нет в интернете. Если он кривой, и пользователи на нем не задерживаются – вас нет в интернете.
- Аксиома: человеку, который имеет и успешно развивает основной бизнес, доверят больше.
Простая мысль. Если начинаешь с нуля, можно ждать и искать возможности долго и пытаться начать какой – то серьезный бизнес, чтобы сразу зарабатывать много. Такими «играми» люди занимаются годами, и так ничего и не добиваются.
В то же время можно начать какой — то более простой, понятный бизнес, приносящий пусть небольшой, но более – менее стабильный и ожидаемый доход.
И, когда процесс налажен: во – первых, вы уже получаете прибыль и чувствуйте себе увереннее, во — вторых, инвестор видит, что вы уже умеете зарабатывать деньги. Вы можете наладить процесс и знаете, как это делается. А что бизнес малый – ничего страшного, ведь вы с нуля начинали. Грамотные люди это понимают и относятся нормально. Итак, вам можно доверять.
В следующей статье мы расскажем о критериях выбора проектов в «Сколково», о том, как создать продуктивную команду, как вест себя при общении с инвесторами и многом другом.
Виталий Лажинцев,
Совладелец «Альянс+»,
Участник Комитета по рекламе Алтайской ТПП