СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ МАЛЫХ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП

Так сложилось, что с развитием технологий, повышением требований, предъявляемых к выполняемым IT-проектам, практически все более-менее достойные проекты являются результатом командной работы. В рамках данной статьи рассмотрим основные предпосылки формирования проектных групп при разработке web-проектов.

Формированию успешных проектных групп посвящено немалое число серьезных трудов, написаны книги и учебники. Но, как зачастую это и бывает, на деле теория довольно существенно расходится с практикой… Если у вас большой проект, со стабильным финансированием, тогда обязательно берите на вооружение достижения современной научной мысли и постройте команду своей мечты.

Но что делать, если ваша компания 10-15 человек, построение команды как учат в учебниках заметно усложняется, т.к. многие сотрудники выполняют сразу несколько ролей и задействованы параллельно на нескольких проектах.

Если вы находитесь в описанной выше ситуации, то встает, в первую очередь, вопрос организации работы участников проектной группы параллельно над несколькими проектами без ущерба результату.

Для этого у нас в компании мы строим план-графики участия каждого члена команды в том или ином проекте. В некоторой степени это напоминает всем известную диаграмму Ганта. В нашем случае эти графики соотносятся друг с другом таким образом, чтобы пересечение каждого специалиста одновременно по нескольким проектам было минимальным.

В результате применения такого нехитрого метода мы получаем равномерное распределение нагрузки между членами нашей команды. Но если ограничиваться только факторами времени и занятости, то получится крайне примитивный и однобокий подход.

Конечный успех проекта зависит не столько от индивидуальных качеств его отдельных участников, сколько от командных качеств группы. Большая роль отводится такому показателю, как срабатываемость малой проектной группы, насколько успешно члены этой группы могут выполнять совместную работу. Для этого при формировании проектной группы следует учитывать не только квалификационные навыки участников, но и их психологическую совместимость.

Психологическая совместимость даже в таком сравнительно небольшом коллективе, как наше интернет-агентство играет большую роль. При подборе персонала мы уделяем отдельное внимание личностным качествам соискателей. Периодически стоит проводить опрос на предмет выявления межличностных связей внутри коллектива. Для этого нам удобнее всего строить социоматрицы, на основе которых и формируются затем наиболее успешные группы. Но даже наличие достаточного времени, прочных связей между членами проектной группы и их высокие профессиональные навыки не являются гарантией конечного успеха. 

Мотивация. Вот четвертая составляющая успешной проектной группы. Сотрудники, работающие над проектом должны испытывать чувство ответственности за конечный проект, для этого, все члены команды начинают принимать участие в судьбе проекта не только на своем этапе, но и в самом начале, когда только формируется и обсуждается концепция. Таким образом нам удается не только повысить вовлеченность сотрудников в отдельный проект, но и учесть ряд замечаний, пожеланий и требований со стороны профессионалов, коими, без сомнения, являются наши сотрудники. Хорошие отношения в коллективе, заинтересованность в конечном продукте, материальное вознаграждение, возможность самореализации и совершенствования – все это мотивирующие факторы, но существуют и демотивирующие, которые могут свести все вложенные ранее усилия к нулю. Это и неблагоприятные отношения внутри коллектива, и недовольство материальной составляющей, условиями труда.

Одной из важнейших задач руководителя является не только комплектование проектной группы, но и создание благоприятного микроклимата внутри команды, что бы каждый ее член чувствовал значимость своей работы, с радостью приходил в офис и работал над проектом с полной отдачей. Для этого мы периодически проводим совместные митинги. На которых каждый сотрудник, работающий над проектом излагает свое видение текущей ситуации, личное мнение относительно проекта, над которым мы работаем, его перспективах и узких местах.

Такие подходы к формированию проектных групп позволяют нам успешно вести в среднем 10-15 проектов одновременно, подходить к решаемым задачам не шаблонно, предлагать клиенту дополнительные возможности для развития его интернет-проекта.

Ну да, и самое главное, мы остаемся командой и вне проекта. Общаемся на самые разные темы, проводим совместно досуг, поздравляем друг друга с праздниками. В общем, делаем все, чтобы работа в «Альянсе» приносила положительные эмоции каждому члену нашей дружной команды.

Сергей Кондратенко

Совладелец интернет-агентства «Альянс+»