Работая более 11 лет в коммерческих структурах, руководя «Альянс+» уже около 5 лет, мне удалось сформулировать некоторые принципы, соблюдая которые, можно значительно увеличить свою эффективность в далеких или не очень далеких путешествиях. Данная статья посвящена не путешествиям ради отдыха в чистом виде, но поездкам с элементами работы, либо для развития бизнеса, либо в рамках экспертных групп.
Далекое путешествие – в любом случае стресс. Путешествия меняют картину мира, климат в новом месте может быть также непривычен, смещение часовых поясов тяжело перенести физически. Долгая дорога утомляет. Однако именно такие мероприятия позволяют совершать «прорывы» в неизвестное, открывают новые горизонты и являются настоящим испытанием, успешно пройдя которое, появляется чувство радости от возросших возможностей в бизнесе и в своей эффективности.
Определение цели. Цели и задачи, стоящие перед поездкой, лучше всего прописать. Помнить о них в фоновом режиме. Что это может быть? Заключение договоров с новыми клиентами, нахождение партнеров, обучение, налаживание отношений с предпринимательским сообществом и т.д. Даже если не перечитывать цели каждый день, в подсознании уже появляется программа, в стрессовой ситуации позволяющая осуществлять…
Концентрацию на целях. Есть очень много возможностей, которые манят отдохнуть, много мероприятий, которые вроде бы стоит посетить. Если говорить о деловых и развивающих мероприятиях, за какие-то пять лет их стало проводиться гораздо больше. Значит, и «фильтровать» их стоит тщательнее; иногда важнее отдохнуть или поработать, чем отправиться куда-либо. В командировке стоит относиться к этому еще более строго: время ограничено, его нужно расходовать эффективно. Очень поможет…
Отлаженная рабочая инфраструктура. Ноутбук, все гаджеты настроены и работают без перебоев. Все программы установлены, есть доступ к ключевым метрикам бизнеса. Стоит протестировать работу всех приложений. Будет весьма неприятно, если что-то откажет в пути. Это может сильно сказаться на эффективности поездки.
Подготовка и изучение региона. Это – важнейший этап, на него стоит потратить время, хотя бы несколько часов. Причем я говорю не только о бизнес-среде региона: важнейшее значение имеет и география, и история, одним словом, подход нужен комплексный. Если предстоят какие-то конкретные утвержденные мероприятия, то я бы рекомендовал к ним также подготовиться, определить по ним задачи, подумать, какие возможности откроются там (или какие следует поискать). Много раз уже сказано: подготовка — это не менее 50% успеха.
Планирование времени. Говорю не только о времени поездки, скорее в первую очередь о том, как командировка встраивается в текущий график жизни. Много лет назад я планировал дела максимум на пару недель вперед, и был в курсе, какие примерно события произойдут в течение года-полугодия. В настоящее время планирование приходится осуществлять на год вперед, ближайшие месяцы, в основном, подробно расписаны. Конечно, есть «окна», которые можно использовать, но это только подтверждает основной принцип долгосрочного планирования.
Кроме того, система ведения дел позволяет помнить и выполнять все, даже мелочи. До сих пор я не перевел эту систему полностью в электронный вид (например, загрузив в смартфон).
Что касается именно командировки, то здесь стоит оставлять поменьше «окон», и гораздо более подробно знать, что и когда запланировано. Задачи не срочные, но некритически важные стоит отложить на потом, не загружая в оперативную память в период поездки. Работа же в условиях «домашнего региона» может допускать большее количество «окон», так как всегда найдется, чем их заполнить.
Укрепляем тылы. Управляя бизнесом, важно позаботиться о том, чтобы в период отсутствия на рабочем месте текущая работа не пострадала. Издалека не так-то просто осуществлять постоянный контроль. Как укрепить тылы? Это и проверенные коллеги, и партнеры. Современное программное обеспечение. Отлаженные бизнес процессы. Планирование работы по ключевым и новым клиентам.
Очень часто, если бизнес небольшой, отсутствие на рабочем месте первых лиц компании сильно снижает интенсивность работы; это может быть критичным. Стоит максимально серьезно отнестись к данному моменту, чтобы по приезду не действовать в режиме аврала.
Эффективность работы. Почему в наше время понятие «личная эффективность» стало таким популярным? Это ответ на вызов реальности. Приходится иметь дело с многозадачностью, неопределенностью в большом потоке информации. Самому инициировать многие события. В этом потоке дел невозможно двигаться, если не быть эффективным.
Следим за здоровьем. От физического самочувствия очень многое зависит, и с этим необходимо считаться. Планировать режим труда и отдыха, сон. Лучше всего жить в комфортных условиях (это проверено), тогда появляются силы.
Еще раз об отдыхе. Сама перемена обстановки – уже к лучшему. Но также стоит выделить во время командировки и свободное время, которое потратить на прогулку, спорт, развлечения. В периоды стресса это приобретает особое значение.
Поиск возможностей. Это касается не только режима «в командировке», но и в целом привычки замечать что-то полезное в окружающем мире. Проходит какое-то событие, где будут интересные спикеры или участники? Отлично. Нужно подумать, по какому поводу с ними можно пообщаться, что предложить, о чем расспросить. Планируется визит в какое-либо интересное место? С кем там можно познакомиться, какой опыт приобрести?
Здесь здорово помогает активность и любознательность, этот инстинкт заложен в нас с детства. У предпринимателей он, как правило, выражен ярче.
Использование возможностей. Нет смысла просто наблюдать за чем-то интересным. Возможности редко готовы долго дожидаться, пока их используют, а в поездке еще и дополнительно ограничено время. То, что кажется рискованным, но при этом достаточно безопасно, стоит предпринимать – этот и есть тот самый вход из зоны комфорта. Например, принять приглашение к участию в интересном проекте, выступить спикером, побывать на интересной встрече, подойти и познакомиться с кем-то. Предложить свои услуги.
Упорядочивание информации. Я стараюсь заносить информацию, не откладывая на долгий срок, сразу же в свой «листок действий». Сразу же упорядочить, обдумать, запланировать дела. Сохранить визитки, или другую информацию. Внести в компьютер данные и т.д.
Со временем можно позабыть о важных вещах, если не уделить несколько минут их осмыслению и сохранению в надежном месте (смартфон, ежедневник).
Закрепление результата по возвращению, выполнение обязательств. Вот теперь приходит черед дойти до конечных целей – подписать договора и соглашения, начать работу, отправить какие-то данные новым партнерам. На это не отводиться слишком много времени, с каждым днем договоренности забываются, и новые знакомые все глубже погружаются в свой привычный круг дел.
В целом командировки – это отлично! Главное – соблюдать баланс между текущей деятельностью и новыми начинаниями, ведь лидер занимается не только развитием дела, но также сохранением и преумножением существующих активов.
В путешествиях приходит спокойствие и уникальный опыт, инсайты, которые позволяют проложить новый курс, изменить привычные подходы к жизни и бизнесу.
Виталий Лажинцев,
CEO «Альянс+»