В данной статье мы поговорим о том, как правильно составить договор на услуги интернет – агентства (разработка сайтов, мобильные приложения и др.). Сразу скажем, что мы работаем, учитывая все эти моменты, и данная статья касается стандартного договора для небольших заказов.
Бывают случаи, когда мы разрабатываем уникальные условия для сложных проектов – сейчас мы говорим не о том. Мы рассмотрим самый простой типовой договор, который защищает интернет – агентство от всяких трудностей, а так же защищает клиента (разумеется, мы максимально и его защищаем, и прочитать данную статью Заказчиков призываем так же).
Первое, что стоит сказать – договор должен в любом случае быть. Даже если вы делаете какой – то простой проект другу за 10 тыс. рублей. А уж если вы работаете с серьезным клиентом, у которого целый юридический отдел – подходите к составлению договора очень тщательно.
Мы не беремся рассмотреть все нюансы, а только несколько самых важных моментов. Если вы эти моменты будете учитывать, то договор защитит вас от многих проблем.
- В нашей компании есть один общий договор, где не прописано конкретных условий по отдельному проекту, а прописаны общие моменты. Каждый отдельный проект или работы прописываются дополнительными соглашениями. Таким образом, мы можем очень долго работать с одним клиентом, не перезаключая договор заново. Это экономит бумагу (а если серьезно, то ваше время).
- В этом договоре пропишите пункт о том, что все исключительные права, включая авторские, отчуждаются Заказчику только после полной оплаты за проект. Этого пункта нет в большинстве договоров, и Заказчики не подозревают, что порой недобросовестный разработчик может создать им много проблем. С другой стороны, вы получаете дополнительный рычаг влияния на Заказчика, который по каким-то причинам не спешит с окончательным расчетом.
- Подписание актов. Обязательно включите в договор пункт о том, что если вы отправили Заказчику акты выполненных работ на подписание, а от него нет мотивированного отказа подписать их в течение более трех рабочих дней – акты считаются акцептированными Заказчиком. Зачем это? У нас были случаи, когда проекты делались для крупных компаний, и полгода все шло хорошо, а потом в какой-то момент, видимо, кому-то из топов сайт вдруг не понравился. Либо, когда сайт отлично работает на нашем хостинге, но на сервере клиента (криво настроенном) он открывается плохо, нам начинают пытаться объяснить, что мы где-то не доработали. И возникает вопрос с возвратом оплаты по договору. Вот тогда – то вас защитит данный пункт. Защитит от проблем, возникших не по вашей вине.
- Сроки действия договора. Обычно если клиент не требует, мы не указываем в теле основного договора срок его действия. Указываем мы его только в приложениях по конкретным проектам. И это защитит вас от того, что к вам придет клиент с проектом, который два года молчал и начнет что-то требовать (возврат денег, доработки за ваш счет).
- В большинстве случаев сроки по договору затягиваются по вине Заказчика (медленно собирается наполнение для сайта, согласовывается прототип и дизайн, в ходе работы возникают еще какие-то «хотелки»). Что тут сказать? Пропишите санкции. Никогда еще мы ни с кого неустойку не взыскивали. Но этот пункт обязательно должен быть – санкции за просрочку – как с вашей стороны, так и со стороны Заказчика.
- Пропишите в договоре, что вы указываете на готовом сайте название вашей компании как разработчика. Это очень важно – так вы создаете себе репутацию, и вас находят новые Заказчики. Если же клиент не хочет этого – мы идем на уступки, но оговариваем себе какие-то преференции – например, отзыв на фирменном бланке.
- Пропишите, что за контент, размещенный на сайте, несет ответственность Заказчик, а не вы. Это убережет вас от многих «головных болей».
- Маленький, но интересный пункт – в каком городе арбитражный суд будет рассматривать дело в случае разногласий. Пропишите город, где вы работаете. Чтобы вам было удобно. Вы-то все обязательства строго выполнить намерены, правда? =)
- Если договор расторгается, оплата за уже сделанную работу не возвращается. Бывает и такое – проект, в процессе работы, теряет актуальность – Заказчик решает закрыть это направление деятельности или что-либо еще происходит. Но работа сделана – значит, она должна быть оплачена. Либо Заказчик вдруг решает поменять концепцию – «а что такого, давайте просто возьмем и все поменяем. Ах, нет? Тогда давайте деньги назад!» — такого быть не должно.
- В спецификации обязательно укажите, какие точно услуги и с каким результатом вы делаете, чтобы ничего лишнего вас не заставили делать («ну вот еще эти, 125-е правочки. Вам ведь не сложно, да?»). Сумму, условия оплаты, сроки (которые могут быть увеличены по вине Заказчика) тоже пропишите очень тщательно.
Бывает такое, что мы работаем без договора – слово бизнесмена, руководителя компании – многого стоит. Но лучше чтобы договор был.
Желаем Вам успеха в работе, и всегда точного выполнения всех условий. Потенциальным Заказчикам обещаем работать по вашим проектам ответственно и четко. Главное – это своевременная оплата и предоставление материалов о вас, дорогие наши партнеры и коллеги.
С уважением, Виталий Лажинцев,
совладелец интернет – агентства «Альянс+», участник Комитета по рекламе Алтайской Торгово – Промышленной Палаты.