Об этом стоит задуматься каждому предпринимателю. Если уж не говорить пока о миссии, то хотя бы об основных принципах: иначе говоря – чему служит то, что я делаю? Почему это должно быть сделано так, а не иначе? У нас определенная точка зрения выработалась во время бесконечных дебатов с критиками, конкурентами; а так же за время дружеских бесед с клиентами и партнерами.
По мере «взросления» бизнеса, мы начали приходить к пониманию миссии. Не секрет, что каждый месяц, чуть ли не каждый день, открываются новые интернет – компании и веб – студии. Нет этому конца и края, и это неплохо. Ниша огромная, рынок растет. Но есть один момент: чаще всего, молодому коллективу предстоит пережить так называемую «местность смерти», период 1 – 2 года, пока нет толком хорошего портфолио, опыта порой недостает, и никто новую компанию не знает. Большинство коллективов, не имея стойкости, не выживают целый год, почти без прибыли.
Тут очень хорошо работает «сарафанное радио», при наличии сразу хорошего ресурса, в виде, к примеру, родственника в «Газпром», который пригласил новоиспеченную студию сделать родной конторе сайт. Тогда молодые ребята сразу получают хороший кейс в портфолио и развиваться становится легче.
Чего там греха таить: мы в свое время использовали все ресурсы, а прохождение «местности смерти» заняло примерно год. К чему это я?
Многие начинающие предприниматели «морочат голову» себе и своей команде на самом старте разными «миссиями», «ценностями». Это неверно. На старте основная миссия, цель и ценность: выжить и выйти в нормальную прибыль, чтобы все члены команды получали зарплату, были довольны и не нуждались ни в чем. При этом продукт может быть в «пилотной» версии, но далеко не идеальным. Стоит стараться достигать максимального качества продукции, но главное – все-таки выжить.
И вот, пройдя этот период испытаний, становится понятно – получилось. Ваша команда довольна. Конечно, если все старательно работают, а не просто создают иллюзию работы – кто руководит отделами продаж, меня поймут. Да и те, кто руководит отделами разработки – тоже. В данный период еще рано думать о роскоши, но уже есть резервные фонды, ресурсы и т.д. И, самое главное, есть обширные связи, уважение и партнерская поддержка.
Вот, оказывается, когда есть возможность задуматься – что я делаю, зачем, как и почему.
Еще важный фактор – работа с интересными, доброжелательными и адекватными клиентами. Да, когда никто никого не напрягает: правки в пределах разумного, ждать информации не приходится месяцами, оплаты приходят вовремя, да и вообще работа идет «на одной волне». Таких клиентов у нас становится все больше.
Есть так же самая многочисленная категория Заказчиков: просто хорошие люди. С которыми просто нормально работаешь. Ну и бывают порой сложные Заказчики. С ними работа строится по–разному.
Не имею в виду тех Заказчиков, кто не ценит работу интернет – агентств. Кто «прожимает» подрядчика до копейки, хочет сайт за десять тысяч рублей, а спрашивает как за сто. При этом у него все нормально с деньгами и он хвастается друзьям новой шикарной машиной, к примеру. Нет. С такими «товарищами» мы уже можем давно себе позволить не работать. Слава Богу.
И это, кстати, мы стали понимать на контрасте – когда нам стали Заказчики говорить: «я вам плачу много, я мог бы легко найти дешевле, но для меня имеет значение, с кем взаимодействовать при работе над проектом, а она предстоит долгая. Я хочу работать с человеком, кто нормально делает свое дело и нормально зарабатывает».
Так вот, когда давно позади задача «выжить», когда, чего уж там говорить, не берешься за все подряд – есть возможность сформулировать свои ценности, требования к готовому выпускаемому продукту, а возможно, и миссию.
Ниже я практически процитирую письмо, написанное другу, которому одни наши «коллеги» делают сайт уже год. И конца работе не видно. Именно та ситуация натолкнула меня на написание данной статьи.
Чему служит наша работа?
Наш критерий качества, это выпуск готового продукта (их примеры у нас как на сайте, так и в процессе создания), в таком виде, чтобы он соответствовал требованиям современного мира, и был выпущен в срок.
И кто бы, что не доказывал, что он «молодец», если он делает несложный сайт год – он очевидно не «молодец». Если он делает сайт не самописной платформе а потом держит у себя на хостинге, блокируя всю работу – он не «молодец». И так далее.
Если это сайт, он обязан нести объективно функции:
1) быть удобной и пользователю и владельцу площадкой;
2) создавать максимальный положительный эффект, в плане привлечения в компанию нашего Заказчика денежного потока при минимальных издержках;
3) подчеркивать максимально положительный имидж Заказчика в отрасли.
Подводя итог. Любому предпринимателю стоит задуматься о том, какой продукт он в итоге производит. Это может быть комфорт для постояльца его гостиницы; это могут быть прекрасные эмоции; это может быть вкусные суши, наконец!
Может быть, это — эффективная рекламная кампания, с измеримыми показателями или верная маркетинговая стратегия.
И тогда, профессиональная команда + достаток ресурсов + доброжелательные партнеры и Заказчики позволяют создавать действительно прекрасные проекты, что дает ощутимую пользу рынку.
Виталий Лажинцев,
соучредитель «Альянс+»