Возможно, кому – то покажется несложным ежемесячно выступать экспертом на разных мероприятиях; кому – то это покажется избыточным. На самом деле это действительно несложно, когда появляется навык. Так все же, зачем нужна предпринимателю экспертная работа? Что она за собой влечет?
Думаю, в первую очередь покажется, что работа экспертом и общественная деятельность усиливает текущий бизнес. Так и есть, но не только напрямую, и даже не так уж часто – напрямую. Наибольшее влияние карьера эксперта оказывает на личность человека. «Вы – есть то, что вы делаете».
Предприниматель зарабатывает деньги, предоставляя качественные услуги, продавая товары, помогая клиентам. Но, в первую очередь, его интересует прибыль. Как я уже писал ранее, это нормально, когда начинающего предпринимателя интересует прибыль. Но это – только одна из плоскостей развития личности. И это определенный этап.
Теперь уже когда есть бизнес, так что же дальше? Работа экспертом.
И я не говорю о том, что нужно срочно забыть о себе и начать приносить пользу другим. Не совсем так. На самом деле, экспертная работа делается из эгоистических побуждений (в «правильном», то есть в хорошем смысле).
Так много сказано о том, что, обучая других, все больше начинаешь сам переосмысливать, разбираться в предмете, стараться донести информацию так, чтобы она была понятна слушателям. Это очевидно. И это очень захватывает. В том и состоит эгоизм – теперь становится интересно развиваться еще в новых сферах – ораторское мастерство, дебаты, исследования, участие в экспертных совещаниях и т.д.
Большую роль играет контент. Он должен быть живым, уникальным, «цеплять» и «задевать за живое». Не буду скромничать – чаще всего я рассказываю о том, как защитить свои активы в Интернет (лучше всего работает на примере историй из жизни), и как их развивать.
Однако экспертная работа предполагает бОльшую ответственность, чем просто предпринимательская деятельность, и вот ее некоторые принципы:
Ответственность за каждое слово. Помните, что здесь нужно избегать любых заблуждений, так как слушатели воспринимают советы буквально, готовы следовать вашим рекомендациям. Да, большинство из них отложат действия на потом; но нельзя успокаивать себя этим.
Кроме того, это репутация. Недопустимо лукавить, в случае, если вы не знаете ответ на какой – то вопрос, лучше всего открыто признать это. Все охватить вниманием невозможно, это нормально.
Принцип нравственности. Конечно, для этого нужен определенный опыт, понимание – что будет полезно каждому конкретному бизнесу или слушателю, в рамках данной профессиональной темы. Он может сам не понимать – вреден или полезен ему совет эксперта, но эксперт — это понимать обязан.
Этичность. Чем аспекты этичности в экспертной работе отличаются от этичности в бизнесе? Кроме обычных писанных и неписанных правил – не раскрывать конфиденциальную информацию, не говорить о конкурентах плохо и т.д. есть еще много принципов. Например, не критиковать некомпетентность других экспертов публично (если вы замечаете это). В медицинском сообществе, к примеру, действуют принципы медицинской этичности, и они соблюдаются профессионалами.
Сдержанность. Очень важно в полемике научиться не переходить на личности, а спорить исключительно в деловом ключе, давать собеседнику возможность высказаться, выслушать его точку зрения. Даже самые профессиональные эксперты порой допускают в этом ошибки.
Так же необходима безукоризненная вежливость, даже если идет какой – то конфликт, все равно стоит употреблять такие слова как «спасибо», «пожалуйста».
Ценность для других важнее личных амбиций. Пожалуй, это самое основное. Экспертная работа настроена в большей степени на «отдачу», на «трансляцию». Не на хвастовство, рекламу и потакание собственному чувству важности.
Поэтому, не красоваться – а давать ценность. Не рекламировать – а показывать, как это работает. Не употреблять профессиональные термины – а говорить самыми простыми словами, понятными обычному человеку.
И, конечно, экспертная работа стоит мало, если персона не ведет никакой практической деятельности. Реальный бизнес должен занимать как минимум 90% времени. Так нарабатывается практика, контент, рабочие ситуации, которые можно потом разобрать на примерах.
Что касается «Альянс+», у нас постоянно находится порядка 15 – 20 проектов в работе, минимум порядка 15 – 20 рекламных кампаний по продвижению для клиентов мы проводим ежемесячно. Клиенты из разных сфер – туристический кластер, производство, услуги и т.д. Кроме того, ведется большая работа отделом продаж, переговоры и т.д. Мы обрабатываем 10 – 20 запросов от потенциальных клиентов в день.
Потому мы получаем достаточно большой и разнообразный опыт, чтобы составлять новые программы семинаров и мастер – классов. Нельзя быть экспертом, не имея для этого прочных оснований, надежной опоры.
Еще эксперту важно регулярное самообразование. Обучению необходимо выделять не менее одного часа каждый день. Очень тщательно фильтровать источники получения знаний.
Все, что я описал выше, не так уж сложно. Буду рад встретиться на мероприятиях с новыми и уже состоявшимися экспертами!
Виталий Лажинцев
соучредитель «Альянс+»
член Комитета по рекламе АлтТПП