Наш коллега из дружественного SMM-агентства как-то отметил: «Вот так ведешь клиенту сообщества в соцсетях и все хорошо. Но потом он начинает пытаться сам это делать, не желая «переплачивать» подрядчику. И качество падает очень быстро».
Так каких же специалистов есть смысл нанимать или «выращивать» у себя, а каких лучше всего привлекать на аутсорсинге? И кому стоит платить много, за то, что он «закрывает» какие либо задачи? Мы решили рассмотреть эти вопросы в отдельной статье.
Рассмотрим несколько типов специалистов: SMM-специалисты (контент-менеджеры и таргетологи), директологи и SEO-шники, дизайнеры, администраторы сайтов и разработчики; определим, когда лучше нанимать подрядчиков, а когда «выращивать» своих профессионалов. Также рассмотрим два примера, когда бизнес существенно терял в своем развитии, потому как приоритеты были расставлены неверно.
SMM – специалисты. Безусловно, это направление становится все более популярным, есть ниши бизнеса, где мало какие каналы продвижения дадут хороший результат, кроме того же Инстаграм или Вконтакте. Есть ниши, где на вопрос клиента «какие каналы для продвижения бизнеса выбрать?» мы с ходу знаем ответ. Чем отличается эта сфера продвижения в Интернете: здесь не так много агентств, специализирующихся только лишь на SMM; зато почти каждое агентство, которое занимается продвижением, «заодно» предлагает и SMM (при этом оно может не иметь хороших специалистов; может работать с фрилансом или удаленными сотрудниками и т.д.). В этой нише очень много частников, работающих с той или иной степенью качества и демпингующих, их больше чем разработчиков сайтов. Причем, если фрилансер сделал сайт плохо (как часто бывает) это видно быстро; что касается продвижения в соцсетях – тут не сразу понятно, как контролировать эффективность.
В чем же дилемма: вроде бы «выращивать» своего специалиста — это дешевле, чем платить подрядчику (он ведь, такой-сякой, не только своим сотрудникам платит зарплату, но и зарабатывает прибыль), и вроде бы IN-HOUSE он сидит в офисе, под контролем и должен лучше вникнуть в бизнес клиента. С другой стороны, с агентства можно спросить, как следует, и пусть даже его услуги стоят дороже; там есть руководители, которые вполне обычные предприниматели, а значит, ориентированы на результат (вероятно).
И тут есть две крайности: во-первых, точно имеет смысл брать некоторые работы IN-HOUSE, а некоторые не брать, если у вас реально не огромный бизнес (поговорим об этом ниже). И ошибки в этом могут дорого стоить. В некоторых случаях, свой сотрудник может очень оперативно работать и действительно «радеть за дело»; в некоторых случаях попытка сэкономить и нанять человека на зарплату встанет «в копеечку». Гораздо эффективнее нанять на аутсорсинг специалиста, который много лет ведет проекты, в том числе для «сложных» клиентов, имеет «за плечами» не одни профильные курсы и обширную практику. У специалистов на окладе просто может не быть такой практики, и обучение займет годы.
Коли уж начали говорить про соцсети, хороший SMM-проект имеет две основных составляющих: работа с контентом и модерацией сообществ и собственно реклама (таргетированная) либо реклама в сторонних сообществах и т.д. Скажем сразу: IN-HOUSE выгоднее брать контентщика. Можно найти сотрудника, который грамотно и интересно пишет, сработаться с ним. Попросить агентство, чтобы они обучили его адаптировать контент под все соцсети; отвечать на комментарии и заявки из сетей, модерировать сообщества и т.д. Такой специалист действительно может работать на окладе, выполнять в целом функцию PR-щика, например, еще и готовить пресс-релизы, общаться со СМИ и бывать на оффлайн-мероприятиях, представляя компанию. Потом тут же писать событийный контент.
Контент-менеджер – может быть в целом как аутсорс так и IN-HOUSE; главное, чтобы человек выделял время, писал эффектно и грамотно (!), профессионально и вам нравился результат. Чтобы «чувствовал» проект. Как правило, это вопрос профессионализма (с обеих сторон) и взаимопонимания.
На аутсорсинг лучше взять таргетологов. Это сложная работа и нужно специально ей учиться, нарабатывать практику, много времени потратить на обучение. Лучше не ждать, пока научится «свой», легче договориться за адекватную цену с агентством. Кстати, в стоимость войдет так же строгая отчетность и соблюдение итоговых показателей. Задача нанять и обучить, а главное, контролировать таргетолога – обычно слишком сложна для заказчика.
Не стоит «заваливать» свой отдел маркетинга, если он есть, непрофильной работой (людей, которые разрабатывают акции, коммерческие предложения, упаковку и др.) вести соцсети или делать таргет. Это будет для них сложно, и весь бизнес теряет в эффективности.
Малому бизнесу хорошим советом будет или учиться SMM самим (например, контетной и информационной составляющей) или нанять фрилансера, так как услуги агентства — это дорого. После нескольких попыток вполне есть вероятность, что удастся найти качественные услуги на рынке фриланса (или просто тот уровень услуг, который будет устраивать).
Если же у вас большой бизнес, известный бренд, то гораздо эффективнее платить от 50 – 100 тыс. рублей в месяц профессиональному агентству. Они обеспечат показатели (это будет прописано в договоре), эффективность и бесперебойную работу по продвижению. Если за вами стоит бренд – нельзя портить себе репутацию некачественными объектами в социальных сетях.
Особо так же отметим, что с маленькими бюджетами (до 10-20 тыс. рублей в месяц) в SMM-продвижении работать очень сложно. Работы много, а результат, зачастую мал. Увы.
Поговорим о дизайне. Дизайнеры бывают двух категорий – полиграфисты и веб. Они работают по-разному. Дизайнера полиграфии – можно брать IN-HOUSE спокойно (при наличии должного объема работы). Можно нанять человека и он будет работать за стабильную зарплату. Таких на рынке труда много, и если сработаться – то это партнерство на долгие годы. Здесь опять встает вопрос профессионализма и понимания, а еще – ответственности.
А вот веб-дизайнера лучше всего брать на аутсорсинг. Человек, который профессионально рисует сайты, покажет вам портфолио, и можно определиться, подходит ли вам его стиль; либо агентство выделит сотрудника под ваш проект. Огромная ошибка – брать в штат программиста и заставлять его делать дизайн сайта. Это не его профиль и потом, скорее всего, придется все переделывать или «жить» с сайтом без дизайна. Так делают многие и это сразу заметно.
Администрирование сайтов (размещение новостей, ведение блога) лучше поручить сотруднику IN-HOUSE. Это, по сути, тоже контент-менеджер, он может так же одновременно заниматься контентом в социальных сетях. Техническую же поддержку сайтов (почистить сайт от вирусов, оптимизировать какие-то SEO-моменты, поправить верстку) – лучше не пробовать осуществлять самостоятельно, если в штате нет опытных программистов. Можно «сломать» сайт. Лучше платить небольшую сумму ежемесячно агентству, которое по необходимости выделит на часок – другой соответствующего сотрудника. Лишком много всего может случиться.
Разработка сайтов и мобильных приложений, сервисов и интернет-магазинов — в 99% случаев IN-HOUSE можно и не пытаться. Вот тут-то и настало время двух показательных примеров.
Ситуация 1. Торговая компания, занимаются продажей крепежных изделий. Сайт старый, нужно разработать новый интернет-магазин, с интеграцией 1С и платежных систем. Проводят конкурс. Среди предложений были суммы и 2 млн. рублей, и 400 тыс. рублей, и 800 тыс. рублей, и одно из них было нашим. Но они решили, что выгоднее нанять программиста, который им за зарплату все напишет. Не напишет, как мы и думали. Год прошел – воз и ныне там. Сложная разработка — это продукт команды специалистов разного профиля с глубокими компетенциями каждого в своей сфере. И наш потенциальный заказчик недополучает прибыль. Либо, нанятый человек будет делать этот сайт в течение года и за это время «проест» гораздо больше денег при сомнительном успехе всей затеи.
Ситуация 2 – сайт комплекса отдыха. Его написал IN-HOUSE сотрудник на своем коде, делал полгода, более-менее нормально получилась только главная страница. Но он уволился, мы стали оказывать техническую поддержку и оказалось, что разбираться в его коде и работать с сайтом невозможно. Многие вещи еще даже не написаны! Сложная ситуация. Выход – переделывать сайт заново. И это печально. Жаль не только денег, но ведь это еще и большая работа: согласовывать дизайн, готовить контент и т.д.
Единственное исключение, когда можно взять разработчиков сайтов и мобильных приложений IN-HOUSE – если у вас реально крупный бизнес, например, розничная сеть, мобильное приложение и сайт использует много людей. Тогда имеет смысл построить своей серьезный отдел, где будет и дизайнер, и аналитик, и разработчики. Но в случае разовой, пусть даже дорогой разработки – компания на аутсорсинге, которая уже реализовала много таких проектов, с радостью все исполнит, и сработает на качество – ведь это их бизнес. А не работа, которую шеф «докинул» к основному кругу обязанностей.
Кстати, самая жуткая штука – когда людям вменяют непрофильные задачи: бухгалтера пытаются решать, как будет выглядеть сайт, маркетологи что-то пытаются изобразить в соцсетях и т.д. Обычно это задача либо для собственника, либо для коммерческого отдела и отдела продаж: то есть для людей, которые знают, чего хочет потенциальный клиент от сайта.
SEO-специалисты и директологи (контекстная реклама Яндекс и Google) — редко работают IN-HOUSE. Чаще всего люди, которые умеют это качественно делать, без работы не сидят. И либо это фрилансер, который работает из дома и ему совсем не хочется сидеть у вас в офисе, либо это человек, который уже работает в агентстве на хорошей зарплате и ведет много проектов, и он профессионал с многолетним опытом в самых разных нишах. «Доморощенные» эксперты в штате по таким видам продвижения – очень плохой выход.
В довершение всего, стоит понимать, что «выращенный» качественный специалист вполне может начать работать «налево», когда станет увереннее в собственных силах; работа «находит» его сама. Надо ли оно вам?
Виталий Лажинцев
SEO «Альянс+»