МЕНЕДЖЕР IT-ПРОЕКТОВ – ЭТО ПРИЗВАНИЕ?

Это такая интересная профессия, очень важная в нашей сфере, но, к сожалению, так мало опытных и ответственных специалистов в ней есть. Учиться на это – реальная практика от 1 года в «боевых условиях» плюс постоянный поиск и изучение самой свежей и актуальной теории (а в IT-сфере все меняется быстро и часто).

Проектные менеджеры: поговорим в данной статье – кто эти люди и чем они полезны для клиентов и для агентств.

Менеджер по ведению IT-проектов – тот человек, который является ключевым контактным лицом между клиентом и специалистами интернет-агентства. Обычно он ведет несколько проектов (одновременно до 10-20) от начала и до конца. Он иногда может заниматься продажами и поиском новых клиентов, но чаще обрабатывает входящие заявки.

Хотя есть специалисты, которые могут и сами осуществлять активный поиск заказчиков и прекрасно владеют искусством продаж. Особо выдающиеся менеджеры выступают спикерами и экспертами на мероприятиях, и делятся опытом с клиентами и с коллегами. Границ для профессионального роста здесь нет.

Какими же навыкам должен обладать менеджер проектов?

Коммуникатор и психолог – да, именно с этого все начинается. Ведь в проектах очень важен человеческий фактор, элементарное сотрудничество и понимание. Готовность дать пользу партнера и защитить его интересы.

Необходимо найти понимание с любой категорией клиентов, от деликатных владельцев цветочных магазинов, людей науки и до «суровых» и серьезных директоров производственных предприятий. Заказчики обычно — интересные личности, состоявшиеся в своей сфере, но они очень разные.

Хороший менеджер проектов может легко начать «говорить на одном языке» с любым клиентом.

Переводчик. Большая ошибка – пытаться общаться с клиентом на профессиональном языке, используя термины. Именно это и раздражает заказчиков, да и просто приводит к непониманию. С другой стороны, нужно уметь «перевести» на профессиональный язык пожелания заказчика. Тогда команда внутри агентства – дизайнеры, верстальщики и т.д. начнут воспринимать пожелания как задачи, а не как «непонятные хотелки».

«Упаковщик». Известна в нашей сфере концепция «упаковки» бизнеса. Как сделать так, чтобы посетитель, зайдя на сайт, сразу был готов позвонить в компанию и заказать их товары \ услуги? Очевидно, что на сайте должно сразу броситься в глаза интересное, выгодное предложение, сразу должно быть понятно, чем занимается компания и чем она уникальна по сравнению с конкурентами.

Должны быть включены определенные блоки, добавлены соответствующие разделы. Бывает так, что бюджет ограничен, и именно проектный специалист в беседе с клиентом должен учесть, что необходимо в первую очередь и что будет критически важным для решения стоящих перед новым сайтом задач.

Понимание бизнес-процессов. Если менеджер не понимает, хотя бы в основном, как устроен бизнес клиента, то как он может создать (руководить созданием) качественной медийной площадки? Не понимание работы бизнеса как раз «рождает» ужасные сайты.

В нашей практике было, например, такое, что фрилансер сделал клиенту сайт-каталог за 150 тысяч рублей. И продвижение оказалось тоже достаточно дорогостоящим, и данный сайт весьма важен в работе бизнеса клиенту – оттуда очень важны заявки.

Но фрилансер сделал сайт совершенно не конверсионный (не проработан качественный дизайн – потому что он программист, а не дизайнер; не продуман ряд моментов для посетителя – удобство просмотра продукции, фотогалерей; удобство связи с компаний и т.д.). И сделать тут что-то сложно, если сайт «слабый», то самое качественное и дорогое продвижение не даст желаемых результатов.

И нет никакого желанию у клиента делать новый сайт (только что закончили этот и оплатили по договору). Печальная история.

Потому так важно, чтобы над проектом работала команда специалистов, а руководил им менеджер со стороны агентства. Иначе есть риск получить «однобокий» подход к работе.

Эрудит. Конечно, не сразу, но со временем приходит понимание того, как работают разные отрасли бизнеса и структуры. Как откуда в компании заказчиков приходят клиенты и как они выбирают товары \ услуги?

Что важно при выборе проекта коттеджа или баньки? На что обращают внимание покупатели сварочных аппаратов или промышленного оборудования? Как ведут себя на сайтах туристических агентств посетители?

Обо всем этом знает проектный специалист, и даже, если он где-то с чем-либо пока не сталкивался – он точно знает, у кого спросить и как быстро разобраться в любой новой информации. И мало того, чтобы разобраться, так еще и «упаковать» ее на медийной площадке (например, на сайте).

Здесь очень помогает широта кругозора и «взгляд со стороны». Заказчик-то давно в своем бизнесе и многие ему кажется очевидным, несущественным. Но это многое очень важно для конечного клиента.

Внимательность к мелочам. Это – умение увидеть те мелкие детали, которых не хватает на сайте; умение в процессе беседы найти конкурентные преимущества, в чем именно уникальна компания Заказчика, в чем она полезна своим клиентам именно в мелочах.

Это касается и переговорного процесса. Почему они хотят продвигать именно эту линейку продукции? Либо же – какую линейку начать продвигать в первую очередь, как и где?

Ведь каналов продвижения очень много.

Хорошего менеджера проектов советуют, и у него нет отбоя от заказчиков. С годами эффект «сарафанного радио» только усиливается. И, конечно, необходимо руководствоваться ценностями этичности, порядочности и так далее. Эти ценности мы сформулировали здесь.

Сама работа эта очень интересна, она позволяет расти как личности и со временем разбираться в самых разных сферах бизнеса и жизни, а также наработать отличные связи. Она позволяет стать уникальным специалистом и почти не иметь конкурентов на рынке. «Народная молва» со временем разносит славу о таком сотруднике, как о человеке, к которому точно стоит обратиться, потому что все будет сделано как нужно, и точно в срок. И общаться с ним приятно.

Виталий Лажинцев,

CEO «Альянс+»